Показать сообщение отдельно
Старый 14.12.2013, 21:15   #49 (permalink)
Эдельвейс
Взрыв счастья. (Moderator)
 
Аватар для Эдельвейс
 
Регистрация: 19.07.2012
Сообщений: 30,606
Сказал(а) спасибо: 1,995
Поблагодарили 5,496 раз(а) в 3,997 сообщениях
По умолчанию

Что можно сделать, чтобы у Вас и Вашего ребенка получилось справиться со страхом по-другому?

1) Исследуйте свое отношение к страху как к эмоции вообще, честно ответив себе на следующие вопросы. Что еще Вы чувствуете, когда Вы или кто-то рядом испытывает страх: тревогу, смущение, стыд, страх или какое-то другое чувство? Какое значение Вы этому придаете? Вспомните, что говорили про страх в Вашей родительской семье, как относились к Вашим детским страхам Ваши родители, как Вы чувствовали себя при этом. Как Вы теперь, исходя из своего опыта и убеждений, относитесь к страху? Можете ли Вы признать, что страх — это просто одна из эмоций, во многих ситуациях — действительно полезная, т. к. защищает от боли и травм, и нет ничего плохого в том, чтобы иногда его испытывать?

2) Оставьте на некоторое время Ваши воспитательные порывы истребить страхи Вашего ребенка, и сосредоточьтесь на себе. Начните замечать, что с Вами происходит, когда Ваш ребенок боится. Какие чувства Вы испытываете, какое состояние Вы переживаете? Какие чувства вызывает сама ситуация, если Вы ставите себя на место ребенка, а какие возникают по поводу того, что именно Ваш ребенок сейчас испытывает страх? Разрешите себе немного побыть в этих чувствах. Ответьте себе на вопрос: что Вам хочется сделать в этом состоянии?

3) Если Вы справились с первыми двумя пунктами, предлагаю Вам задачу посложнее: признайте страх своего ребенка и поделитесь с ним своим состоянием на доступном ему языке. Например, если Вы испытываете тревогу, то можно сказать: я понимаю, что ты боишься, а я начинаю тревожиться, что пока не знаю, как тебе помочь. Если Вы испытываете стыд, то скажите, например: я слышу, что ты боишься, а мне неловко, что я тебя не научил быть смелым в этой ситуации. Важно подобрать собственные слова, соответствующие Вашему состоянию. Попробуйте и убедитесь, что произойдет чудо и Ваша автоматическая реакция куда-то уйдет сама собой, а захочется совсем другого. Ребенок при этом осмелеет и, как минимум, перестанет плакать. Теперь он будет готов выслушать Вас дальше.

4) А теперь помогите ребенку справиться со своим страхом, научите его. Обсудите с ребенком, что именно его пугает в данной ситуации. Попробуйте вместе исследовать ее, без суеты и спешки. Дайте ребенку больше информации о пугающем объекте. Предложите, что Вы бы сделали на месте ребенка, чтобы ему было не так страшно. Если у Вас или у Вашего знакомого в детстве была схожая история, где Вы боялись и преодолели свой страх, расскажите ее малышу.

Иногда исследовать пугающую ситуацию сразу не получается. Если страх ребенка достаточно стойкий и зафиксированный, то лучше начать с рисунка или лепки объектов пугающей ситуации. Затем поиграйте в эту ситуацию вместе с ребенком и предложите малышу побыть в разных ролях, включая роль страха или пугающего объекта. Главное условие этой игры — чтобы все получили удовольствие. Когда ситуация проиграна и в игре вызывает у ребенка положительные эмоции, попробуйте перенести ее в жизнь, предлагая ребенку исследовать пугающий объект постепенно и вместе с Вами.

Важно помнить, что в Вашем исследовании все действия и полученная ребенком информация о пугающем объекте должны быть по возрасту, т. е. по силам для детского восприятия. Чтобы убедиться в этом, следите за реакцией ребенка на каждом предложении или действии. Если ему уже достаточно, и он чувствует себя увереннее, то лучше остановиться и продолжить тогда, когда этого захочет сам ребенок.

Еще один важный аспект: любой стресс для ребенка (а исследование пугающей ситуации, если страх сильный — это стресс) должен быть дозирован по принципу постепенности и не более одной нагрузки одновременно. Например, если Ваш ребенок проходит адаптацию к детскому саду, и Вы хотите избавить его от какого сильного страха, то лучше заняться одной из этих задач и временно отложить вторую. Если у Вашего ребенка, например, два страха, то сначала проработайте один, а затем, через некоторый перерыв — второй.

5) Попробуйте иногда обсуждать в семье, как вы, взрослые, справляетесь с вашими страхами. Тогда ребенок сможет на Вашем примере научиться, как самому справиться со своим страхом. Не забудьте, что ситуации должны быть понятны Вашему ребенку, и рассказаны адекватным его возрасту языком.

Возможно, Вам сложно будет пройти этот процесс самостоятельно, и тогда на помощь может прийти психолог. Он проработает первые 3 пункта с Вами и поиграет вместе с Вами и ребенком, чтобы освоить 4ый.

Справиться с детскими страхами, конечно же, непросто. Но хорошая новость в том, что у нас, дорогие родители, есть универсальный инструмент для корректировки поведения наших детей: это мы сами, т. е. наши чувства и состояния, наши убеждения и поведение. Исследуя и меняя себя, мы можем помочь измениться нашим детям.
__________________
Стань лучшей версией себя.
Эдельвейс вне форума   Ответить с цитированием Quote selected text