Показать сообщение отдельно
Старый 14.12.2013, 21:15   #48 (permalink)
Эдельвейс
Взрыв счастья. (Moderator)
 
Аватар для Эдельвейс
 
Регистрация: 19.07.2012
Сообщений: 30,606
Сказал(а) спасибо: 1,995
Поблагодарили 5,496 раз(а) в 3,997 сообщениях
По умолчанию

Что происходит с родителем, когда ребенок чего-то испугался?

Чаще всего родитель оказывается в сложном эмоциональном состоянии, в котором смешано несколько чувств. Во-первых, это собственная реакция на ситуацию, в которой оказался ребенок: может быть страшно, пренебрежительно, смешно, радостно, удивительно, интересно. Часто собственная реакция взрослого едва заметна и не играет сильной роли, поскольку сами пугающие детей ситуации не так впечатляют взрослого.

Во-вторых, это реакция, связанная с отношением взрослого к страху, как эмоции вообще, и как эмоции, которую испытывает именно его ребенок, за которого он отвечает и которого он воспитывает. Эта реакция, как правило, гораздо сильнее и, именно она определяет, что скажет взрослый ребенку.

Страх, как и другие эмоции, возник в процессе эволюции человечества и изначально служил для человека защитой от физической боли, травмирующих и угрожающих жизни ситуаций в дикой природе, т. е. помогал человечеству выжить как виду. Сейчас люди не охотятся на мамонтов и не собирают ягоды и коренья в лесу, где можно запросто стать добычей диких животных. Поэтому страх у взрослых людей появляется чаще в ситуациях, угрожающих социальному благополучию, и помогает успешно выживать в социуме. У детей же понятие социального благополучия еще только формируется, поэтому их страхи в раннем детстве в основном связаны с неизвестностью окружающей их реальности, угрозой одиночества или бессилием перед воображаемой нереальной действительностью.

Растерянность и бессилие

Уже на первый взгляд понятно, что детские и взрослые страхи тематически разные. Кроме того, у детей еще нет критического мышления, и они не могут проверить свой страх на адекватность. Поэтому так часто бывает, что взрослые не понимают, почему ребенок чего-то боится и что в этом случае надо делать. В то же время у родителя, как правило, есть идея о том, что делать что-то обязательно надо, иначе он — плохой родитель. И тогда под влиянием этой идеи взрослый в ситуации, когда ребенок чего-то боится, переживает растерянность и бессилие. Именно в этом состоянии родитель начинает с напором убеждать ребенка, что это не страшно, раздражаться и кричать на ребенка, либо — наоборот, игнорировать состояние ребенка, пытаться переключить его внимание и говорить с ним о чем-то другом. Растерянность и бессилие — очень трудное переживание, связанное с принятием своей слабой части. В нем, как правило, боль, печаль, слезы, одиночество. Нам трудно принимать себя слабыми, потому что нас так воспитали, потому что в обществе нужно и важно быть сильным, а слабым быть плохо. Вот поэтому взрослый редко готов оставаться в переживании бессилия, а выходит из него моментально, иногда даже не успевая заметить, зачастую с помощью отрицания или агрессии.

Страх и тревога

Страх сам по себе пугает, потому что он означает, что есть какая-то угроза нашему благополучию. Кроме того, страх запускает оборонительные рефлексы, в частности, одну из автоматических реакций тела: бей-беги-замри. Преобладание одной из этих реакций заложено с типом нервной системы и изменить его практически невозможно. Это означает, что в страхе человек может помимо собственной воли замереть, онеметь, оцепенеть, либо начать суетиться, побежать «куда глаза глядят», убежать или уехать с места аварии, либо накричать, ударить, начать драться и т. п. Таким образом, в страхе мы теряем контроль над своими действиями и этим он, конечно же, нас пугает. Также страх для нас непонятная и, в какой-то степени, запретная эмоция, потому что о ней не принято говорить в обществе и в семье. Может быть, можно обсудить свои страхи с друзьями, но такой разговор, как правило, не очень поддерживается. Поэтому неудивительно, что когда ребенок испытывает страх, взрослый может переживать страх его страха или тревогу по поводу его страха. И под влиянием собственного страха или тревоги начинает защищаться, раздражаясь и ругая ребенка, либо нападая на окружающих, если они, пусть даже невольно, явились причиной детского страха, либо вообще ограждая ребенка от всякого контакта с потенциально страшным объектом. Заметим, что в данной ситуации взрослый как будто не дает права испытывать страх ни себе, ни — своему ребенку.

Стыд

Еще одна проблема в том, что в нашем обществе показывать страх публично считается недостойном: бесстрашные герои вызывают восхищение, а трусам должно быть стыдно. Это особенно характерно для мужчин и мальчиков. Часто можно наблюдать родителей, особенно — пап, которые стыдятся страха своего ребенка, особенно мальчика, и тогда начинают смеяться над ребенком, обесценивать его чувства или стыдить его. Стыд — одно из самых сложных переживаний человека, связанное с ощущением собственной тотальной «плохости». Переживать стыд чрезвычайно неприятно уже на физическом уровне: кровь приливает или отливает, тело тяжелеет, плечи опускаются, хочется исчезнуть, «провалиться сквозь землю». Взрослому очень сложно выдержать свой стыд, вот он и начинает унижать или стыдить ребенка, который послужил причиной этого стыда. А на самом деле причиной стыда является не ребенок, а сама идея, что испытывать страх недостойно.

Как же быть с детскими страхами?

Родители часто действуют автоматически — так, как научились в детстве, т. е. так, как их родители обходились со своими и их страхами, их родителям такое же отношение передалось от прародителей. Если принять во внимание, что пришлось пережить нашим бабушкам и дедушкам в 20-м веке (несколько войн, чистки и репрессии), то становится более понятным их отношение к страху. Они все время жили в сильнейшем страхе за свою жизнь и жизнь близких. Если бы они не старались всеми силами этот страх подавить или вытеснить, то они бы просто не выжили. Поэтому они и детей воспитывали так, чтобы те не боялись ничего. Только способы были жесткими или даже жестокими, но — адекватными ситуации. Жизнь поменялась кардинально, а отношение к страху как к какой-то страшной запретной недостойной эмоции — сохранилось, как и способы с ним справляться — отрицание, агрессия, унижение, стыд. Сами эти способы, которые мы все испытали на себе в детстве, повлияли на наше отношение к страху: бояться страшно, плохо, нельзя, стыдно, говорить о страхе тем более нельзя. Так же и наши дети учатся справляться со своими страхами, опираясь на нашу реакцию, на наше отношение к страхам, на примеры обращения со страхом из нашей жизни. Изменив себя, мы можем повлиять на это.
__________________
Стань лучшей версией себя.
Эдельвейс вне форума   Ответить с цитированием Quote selected text