Взрыв счастья. (Moderator)
Регистрация: 19.07.2012
Сообщений: 30,606
Сказал(а) спасибо: 1,995
Поблагодарили 5,496 раз(а) в 3,997 сообщениях
|
Детские страхи: что нам делать?
Обычно детские страхи обсуждают в двух контекстах: 1. как убедить ребенка, что то, чего он боится, не страшно, и 2. стоит или не стоит использовать детский страх в воспитании. Есть еще одна важная тема, которая редко встречается в статьях и обсуждениях: что происходит с родителями, когда они сталкиваются с детским страхом. Именно на последней теме я и хочу остановиться и посмотреть, насколько это важно и как это можно использовать для коррекции страха ребенка.
Страхи у детей возникают порой в достаточно безопасных ситуациях, с которыми приходится иметь дело каждый день. Реакция родителей на страх ребенка сначала автоматическая: бывает, что они еще не успели понять, что случилось, как уже отругали ребенка. Автоматическая реакция, как правило, не помогает, а только усугубляет дело: ребенок продолжает бояться. Надеясь скорректировать поведение ребенка, мы часто ищем какую-нибудь инструкцию, что с ним сделать, чтобы он вел себя правильно (в нашем случае, не боялся простых каждодневных ситуаций). Однако с инструкцией есть одна проблема: либо ее не успеваешь применить, когда возникает необходимость (автоматическая реакция возникает слишком быстро), либо инструкция как-то не ложится на собственное состояние, получается не очень естественно, а потому неправдоподобно, и желаемого результата все равно нет. Оказывается, если родитель понимает, что с ним самим происходит, когда ребенок боится, он получает возможность отреагировать на страх ребенка по-другому, что существенно влияет на состояние и поведение ребенка.
Примеры:
— 7ми-летняя дочка клиентки боится темноты, поэтому всегда спит с включенной лампой, ведь мама считает, что при небольшом свете темнота не будет такой пугающей.
— Бабушка 4х-летней внучки не дает моей собаке подойти к девочке (собака породы карликовая такса, очень ласковый пес и любит детей), говоря «уберите собаку, она у нас боится собак, потому что одна ее укусила два года назад». На наши возражения бабушка отвечает: «нет, все равно уберите», девочка начинает хныкать в подтверждение бабушкиных слов.
— 3х-летняя девочка боится лифта и просится на руки, но мама упорно продолжает повторять, что это не страшно, не берет ее на руки, а пытается переключить ее внимание на другую тему. Девочка плачет и отказывается даже заходить в лифт, мама теряет терпение и с раздражением отчитывает дочь за то, что та такая большая, а боится такой ерунды.
— 6ти-летний мальчик купается в море с папой. Мальчик плачет, потому что боится плавающих в море рыб. Папа смеется и приговаривает: «вон рыба, вон еще рыба». Мальчик заходится в истерике и пытается выйти из моря. Папа не дает, потом бросает и говорит с раздражением «ну раз ты боишься, то иди к маме».
Из всех этих примеров очевидно, что автоматическая реакция взрослых на детские страхи не приводит к желаемому результату: ребенок все равно боится всех этих простых и «безопасных» ситуаций. Для того, чтобы понять, как изменить свою автоматическую реакцию, необходимо сначала понять, как она устроена.
__________________
Стань лучшей версией себя.
|