Показать сообщение отдельно
Старый 25.05.2011, 18:33   #155 (permalink)
Мяу
not available
 
Регистрация: 04.10.2010
Сообщений: 15,523
Сказал(а) спасибо: 735
Поблагодарили 718 раз(а) в 588 сообщениях
По умолчанию

Мозаичность

Другой признак манипуляции – мозаичный характер преподносимой информации, создание системы мозаичной культуры.


Прежде чем понять, что такое «мозаичная» культура, рассмотрим, что такое культура традиционная, гуманитарная, цельная. Или, как её называют в социологии, «университетская».


Цельная культура даёт целостное представление о мире, о Вселенной, вне зависимости от уровня и объёма знаний, почему и называется университетской (от латинского «univerce»). Что бы не изучалось в рамках «университетской» системы, это изучается в комплексе, в совокупности с окружающим миром. Если изучается жизнь знаменитого творческого человека, то о нём расскажут в контексте окружающего его общества, страны, мира, культуры, эпохи… Мы узнаем о его предках, семье, детстве, о воспитании и становлении личности, об учёбе, творческом развитии, о ситуации в его стране в его эпоху, о его друзьях, о политических и интеллектуальных спорах в его кругу, о воззрениях и целях его идеологических противников, о внутреннем мире и окружающем обществе, о войнах и восстаниях… В «университетской» биографии не может быть ненужной информации – потому что человек живёт в обществе, и не зная мира вокруг него, не поймёшь и личность героя… Глава о литературных салонах Москвы и Петербурга 20-30-х годов 19 века не будет лишней в биографии Пушкина. Как и гравюры с видами старого Петербурга и изображением Медного всадника – чтобы понять, о чём он думал и чему посвящал стихи.


«Университетский» фильм – такое же подробный рассказ о личности и эпохе. Неторопливое повествование… Воспоминания друзей…Им даётся немного времени – но достаточно, чтобы за несколько минут вспомнить какую-нибудь историю из жизни героя – трогательную, забавную или поучительную. Музыка за кадром, неторопливый голос рассказчика и голос самого героя. Если его успели снять, он появляется и что-то рассказывает, мы слышим его голос, слушаем его рассказ. Если это певец – крутят его песни… Информация усваивается плавно, не спеша, есть время обдумать и понять.


Но есть и другая культурная система – мозаичная, созданная, по мнению политологов, ради удобства управления людьми.


В мозаичной системе культура рассыпается на ряд случайных, плохо связанных между собой понятий. Информация состоит из кусочков, фрагментов, выхватываемых из бесконечного потока сообщений и лишённых какой-либо логики и связи.


По мнению А. Моля, известного специалиста по СМИ, в мозаичной культуре система знаний складывается из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями – по близости, по созвучию или ассоциации. Эти обрывки не образуют целой структуры, но они обладают силой сцепления, и образуют иллюзию единого сообщения.


По мнению Кара-Мурзы, для воздействия на сознание нужно создать поток хаотических, сумбурных сообщений, вместо одной связной мысли, которую человек обдумает и запомнит. Разнородность подаваемого материала при отрицании взаимосвязи явлений не даёт человеку осознать и самостоятельно обдумать подаваемую информацию.


Фундаментальный принцип мозаичной культуры – дробление (фрагментация). Целостная проблема делится на мелкие фрагменты и в таком виде подаётся – чтобы читатель или зритель не смог связать фрагменты воедино. Фрейре, основатель теории манипуляции сознанием, считает дробление характерным приёмом культурного подавления. По мнению Шиллера, когда целостный характер проблемы намеренно обходится стороной, а отрывочные сведения предлагаются в качестве достоверной информации, результатом становится неосведомлённость и недопонимание. Разрывая на кусочки информацию, удаётся резко снизить информационное воздействие сообщения или вообще лишить его всякого смысла. Если тема подвергается фрагментации, важнейшие вещи или вообще остаются «за бортом», или преподносятся в таком урезанном и изуродованном виде, что лишаются всякого смысла. В результате человек не получает полного, завершающего знания по теме. Он может быть уверен, что знает тему - и на самом деле не будет знать ничего, кроме того, что ему «позволено знать».


Что же мы видим в случае с Фредди Меркьюри? Эталонный пример мозаичности.


Книги о нём – это поток хаотичных, разрозненных и фрагментарных сообщений, лишённых всякой связи и смысла. Целые пласты жизни и творчества Меркьюри вообще не затрагиваются. Вопреки каким-либо правилам от одной темы переходят к другой, затем, не завершив разговор, начинается третья, нет ни логической, ни хронологической, ни биографической, ни смысловой последовательности (подтверждаю как читавшая - Мяу).


Если это сборник мемуаров, то воспоминания режутся на мелкие кусочки, как докторская колбаса, и разбрасываются по всей книге вперемешку с другими воспоминаниями. Если это сборник интервью членов «Квин», то вместо подборки интервью – кусочки фраз, вырванных из контекста, из интервью разных лет и данных по разному поводу, и взбитых в единый информационный омлет.


Если это документальный фильм – то, похоже, его делали специально для того, чтобы вызвать у зрителей психическое расстройство. Как в калейдоскопе, в сумасшедшем темпе мелькают лица, слова, обрывки фраз. Участники давятся собственными словами, им не дают ничего сказать до конца. Появился человек, сказал слово… другое лицо, другое слово… третье лицо… Ни одной связной мысли, идеи, фразы, истории. Если кому-то позволили сказать без обрыва больше двух-трёх фраз – это уже счастье. Фильм напоминает не готовый продукт, а сырую заготовку, из которой только предстоит сделать что-то пригодное для показа.


Быстрый темп слов и изображения приводит к тому, что человек просто не воспринимает информацию адекватно. При столь быстрой смене образов, непривычной для нормальной психики, невозможно обдумать полученное сообщение, равно как и сделать из него какие-то выводы – с этим связывают использование «быстрых темпов» и мелькания в массовой культуре. Текст или изображение построены по принципу «потока микрособытий». Прививание этой системы привело, по мнению социологов, к «кризису макротекста», способного объяснить мир и общество.


Это приводит к тому, что психологи называют «искусственная шизофренизация (то есть расщепление) сознания» (от греческого слова shizo (расщеплять), и phren (ум, рассудок)). При шизофренизации разум утрачивает способность устанавливать связи между отдельными словами и понятиями. Это также приводит к утрате связности мышления, люди оказываются неспособными увязать в логическую систему получаемые ими сообщения и критически осмыслить их. Остаётся только пассивно воспринимать информацию, веря всему, что говорят. Вместо традиционного для университетской системы диалога между автором и читателем (зрителем), мозаичная культура сводится к монологу автора, при полной пассивности читателя.


Но недостаточно изуродовать тему фрагментацией и расщеплением. Надо обязательно лишить её того, без чего невозможно полноценное восприятие. Нужно убрать контексты.


Фредди Меркьюри – человек без прошлого, настоящего и будущего. Человек без детства, родителей, предков, истории и культурного окружения. Это вообще не человек, а воздушный шарик, плавающий в вакуумном пространстве между гей-клубами и звукозаписывающими студиями. Его родители лишь слегка упомянуты – если бы не их имена и фото, можно было бы подумать, что речь идёт о безродном подкидыше из приюта, а тема происхождения и предков даже не затрагивается – за исключением редких упоминаний о национальности… Детство не упоминается вообще или упоминается в самых общих чертах. Фредди искусственно вырывают из контекста его семьи, культуры и религии, внушая, что это всё «неважно». Неважно настолько, что в описании его детства сплошь ошибки и противоречия. О его религии говорят только, что Фредди во взрослом состоянии её не исповедовал (как и никакую другую). Чтобы избежать возможного интереса к его семье, идут на прямую ложь, утверждая, что он с родными не общался и что он якобы «стыдился своего происхождения»… В результате многие квиноманы даже не знают, что Фредди Меркьюри не англичанин.
Мяу вне форума   Ответить с цитированием Quote selected text