Есть очень хорошая книга Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. КАК?".
Там много конкретных примеров про подростков, в том числе есть примеры, похожие на Ваш.
Через это проходят очень многие: нежелание учиться, компании, авторитет друзей - в этом возрасте это нормально. Это время отрыва от родителей.
Почитайте обязательно.
Если в двух словах: стыдить ребёнка - нет, ругать - нет.
Свои чувства обязательно доносить, но начиная со слова "Я", а не "ТЫ": я устала, я очень переживаю (а не "ты опять...", "ты не хочешь, ты ленивый" - это обвинения). Обязательно прочтите про "активное слушание" - как правильно найти контакт с ребенком, показать ему, что слышите. Навязать мораль невозможно, но при правильном направлении вопросов-ответов-слушания, ребенок может сам сделать выводы.
Ну и, если это Вас немного утешит: учёба в школе - не показатель жизненных успехов в целом... У нас в школе был парень, вечный троечник, тройки ему ставили многие учителя уже лишь бы поставить. Но эрудированный в технике, с первого класса чинил выключатели, радиоаппаратуру, что-то мастерил дома. Тоже папы не было у него, мама и бабушка.
Так и окончил троечником, а спустя всего несколько лет после школы уже был техническим директором на радиостанции