Тема: Конфликт.
Показать сообщение отдельно
Старый 30.08.2012, 19:38   #4 (permalink)
AzAzeL
Super moderator
 
Аватар для AzAzeL
 
Регистрация: 04.01.2012
Сообщений: 30,392
Сказал(а) спасибо: 4,982
Поблагодарили 8,007 раз(а) в 5,662 сообщениях
По умолчанию

«Постойте, постойте... уже говорилось о стрессовых ситуациях, больших и маленьких, которые постоянно входят в нашу жизнь. Даже не так — вся жизнь состоит из стрессовых ситуаций, без которых она и невозможна».
Верно. Ганс Селье писал об этом, имея в виду постоянные, маятникообразные колебания, происходящие в каждом из нас при адаптации организма к изменившимся условиям внешней и внутренней среды. Но мы теперь будем вести речь только о психологической стороне, о психических стрессах, которые сопутствуют человеку всю его жизнь; о человеческих конфликтах — основе развития и становления человека. Жить без конфликтов — значит не иметь отношений, значит не развиваться. Такого не бывает...
От первого вздоха, от первого насыщения молоком матери, от первого общения с окружающим миром до последнего вздоха на этой земле мы решаем сложные биологические и психологические проблемы. Некоторые важные задачи решаются нами бессознательно, на уровне безусловного рефлекса. Не получись в первые секунды после рождения самого изначального вдоха и выдоха, и... кончилась история организма, и не стал он личностью... Почему плачет ребенок, которому три дня от рождения? Он защищается в ситуации, когда что-то не так: то ли есть хочет, то ли что-то болит, какое-то неудобство. На плач приходит помощь: мать кормит малыша, меняет пеленки. Проблема решена, ребенок улыбается, у него все в порядке, ему хорошо, благополучно. Такие ситуации повторяются, и вырабатывается условный рефлекс: вслед за плачем появляется мама, устраняет причину дискомфорта, решает конфликтную ситуацию малыша. Плач — призыв к помощи, на который отзываются. Вероятно, поэтому мы часто плачем, когда нам плохо.
Ребенок стал старше. Помимо стремления к безопасности, помимо утоления голода и жажды, появляются и другие потребности: самостоятельное передвижение с неизбежными шишками от падений, с разочарованиями и удовольствием от достигнутых успехов. Каждая шишка — наука, психологический рост, приобретение навыков. Каждая самостоятельно решенная проблема идет в актив личности. Если та или иная задача решается другими, такой выход из конфликта идет в пассив, адаптация ребенка не совершенствуется.
Между прочим, у человека с детства есть какая-то необъяснимая тяга к самостоятельному решению своих проблем. Как часто ребенок сам пытается взять ножницы и срезать ногти, без помощи мамы расправиться со стаканом молока, как взрослый воспользоваться ложкой. «Я сам!» — пожалуй, одна из самых популярных фраз ребенка. Естественное стремление к подражанию взрослым, желание стать таким же, подчеркнуть равенство со взрослым. Только делает он все это неумело, а мы, взрослые, думая наперед о возможных негативных (и только негативных) последствиях, опекаем малыша, подчеркиваем его неспособность к решению задачи, запрещаем самостоятельную деятельность, излишне опекаем. Мало того, что мы подчеркиваем лишний раз его слабость, унижая его, мы и лишаем ребенка возможности самостоятельно решать его маленькую проблему. Собственно, маленькую с нашей точки зрения. С позиций ребенка самостоятельное выполнение такой задачи, как надевание ботинок или разогревание обеда, например, не меньшая победа, чем защита дипломного проекта взрослым.
Мы боимся, что ребенок плохо завяжет шнурки, разобьет посуду, сделает себе больно. Но это же неизбежные издержки учебы, издержки запрограммированные, нужные. Именно на них ребенок учится. А мы запрещаем. И тогда ребенок не только не учится самостоятельно пользоваться ножницами или стаканом, он еще и научается сопротивляться своим родителям, добиваться своего вопреки их мнению, научается не уважать их мнение, поскольку не уважают его желания. Если же за такое сопротивление мы наказываем малыша, самостоятельность и вовсе подавляется. Ребенок подчиняется воле родителей (переживая при этом то же самое неудовольствие, которое испытывает любой взрослый, вынужденный вопреки своему желанию выполнять чужую волю), постепенно теряет самостоятельность (вернее, не развивает ее) и вырастает зависимый, неспособный решать свои проблемы человек.
Детский сад. Идут занятия в группе. Воспитательница загадывает загадки. Каждую из них дети ждут с нетерпением. Есть возможность отличиться, получить поощрение от воспитателя. «Зимой и летом — одним цветом», — говорит воспитательница. «Елка!» — хором кричат ребята. Все рады. Они оказались на том же уровне, что и взрослый. «Сорок одежек, да все без застежек». Несколько человек выкрикивают правильный ответ. Они гордо смотрят на тех, кто промолчал. Воспитательница хвалит ответивших и подбадривает промолчавших. Следующая загадка: «Без рук, без ног, а рисовать умеет». Только двое из детей отвечают правильно. Они на вершине блаженства. Еще бы! Никто не знает, а они — молодцы!
— Кто ответит на последнюю загадку правильно, тот — победитель, — ставит условие воспитательница и делает паузу. Дети притихли, подтянулись, мобилизовали себя на новые свершения. Всем хочется победить. Всем ли? Конечно, всем. Но ведь и ошибиться можно, попасть впросак. А этого уже никому не хочется. Вслед за неправильным ответом следует общий смех над неудачником. Конфликт? Разумеется. Ситуация ожидания, неопределенности всегда конфликтна.
—Приготовиться, — нагнетает обстановку воспитательница. — Без окон, без дверей — полна горница людей.
Тихо стало в комнате, где идут занятия. Велика ответственность: отгадаешь — победитель, нет — побежденный. Ох, как не хочется ошибиться! Лучше промолчать. Но если будешь молчать, не выиграешь.
Кинотеатр! — громко кричит малыш, победно оглядываясь на притихших детей.
А в нем есть двери, — резонно парирует девочка с розовым бантом.
Радость сходит с лица поспешившего с ответом. Все хохочут.
—Кто еще? Только не спешите, подумайте! — подзадоривает воспитательница.
В комнате тихо. Кто-то шепчет возможный вариант отгадки на ухо соседу. Видимо, сам не очень уверен в правильности. Сосед округляет глаза, что-то тихо отвечает, не соглашается.
—Наверное, это желтый переспелый огурец. Правильно? — высказывает предположение мальчик в очках.
Дети удивленно смотрят на него, переглядываются, и вдруг как прорвало их: «Правильно, молодец! И тыква, и арбуз, и дыня!» — слышится со всех сторон.
Победитель объявлен. Он удовлетворен, рад. Личико раскраснелось. Шутка ли? Можно ведь было и ошибиться.
Так развязка искусственно созданного психологического конфликта послужила хорошим уроком для всех его участников.
Чем тяжелее предложенная жизнью и решенная индивидом задача, тем большее удовольствие от ее реализации. А если задача не решена, если провал, крах? Ведь и такие ситуации бывают! Как быть при дистрессе? Неужели в случаях дистресса всегда следует третья стадия синдрома адаптации — истощение?
__________________
Кто сказал, что идеальных жен не бывает? Бывает!
Например, у моего мужа жена очень даже идеальная!
AzAzeL вне форума   Ответить с цитированием Quote selected text