Показать сообщение отдельно
Старый 06.04.2024, 14:27   #2 (permalink)
кофер
Новичок
 
Регистрация: 05.10.2023
Сообщений: 107
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
По умолчанию

АВРЕЛИЙ Марк
Книга «Размышления» (70-е годы II века новой эры)

Цитаты из книги
Вы можете разбить свое сердце, но человек будет таким же, как раньше
Если ты можешь избрать правильный путь и надлежащим образом составлять свое убеждение и действовать, то можешь быть счастливым. Две особенности общи — как душа бога, так и душа человека и всякого разумного существа. Во-первых, ничто чуждое душе не может оказаться для нее препятствием. Во-вторых, душа может полагать свое благо в праведном настроении и действии и ими ограничить свое стремление
Приходящие радости и печали обманчивы — шире смотрите на жизнь, чтобы глубже ее постичь.
Молитва афинян: «Пролейся, пролейся дождем, благодатный Зевс, над пашнями и полями афинскими». Или вообще не следует молиться, или молиться с такой простотой и благородством.
Кто-нибудь поступает плохо по отношению ко мне? Ну что ж, это его дело. У него свое душевное настроение и свой образ действий. Я же таков, каким желает, чтобы я был, обгцая природа, и поступаю так, как желает, чтобы я поступал, моя собственная природа.
При каждой речи следует обращать внимание на то, что говорится, при каждом устремлении — на то, что из этого получается. В первом случае нужно следить за смыслом, во втором раньше всего смотреть на преследуемую цель.

Марк Аврелий был римским императором с 161 по 180 год. Ко времени его прихода к власти величие Рима было под угрозой: особенно распространились эпидемии среди граждан, массовые заболевания в армии, участились нападения варваров на границах империи.
Марк Аврелий, сын претора Анния Вера, вырос в кругу, близком к императору Адриану. В правлении он опирался на сословие сенаторов, стремился к упорядочению законодательства и совершенствованию бюрократического аппарата. Постоянные войны, которыми ознаменована эпоха правления императора, привели к ослаблению империи и обнищанию населения.
Марк Аврелий был приверженцем философии стоиков. «Размышления», выражает стремление к моральному самоусовершенствованию личности как единственной альтернативе невозможности совершенствования общества.
После смерти Марка Аврелия стали считать идеальным императором, сумевшим благодаря философской мудрости создать последнюю эпоху благородного правления, до того как наступил длительный период государственной анархии, начало которой ознаменовано правлением его сына Коммода.

«Размышления» приводят автора к утверждению изначального единства всего живого в мире, включая людей. Попытка понять другого человека — лишь расширение пределов собственного внутреннего мира, направленное к большему единству. Презрение, избегание или осуждение другого человека это нарушение нравственного закона.

Осознание необходимости работы с противоположностями для придания большего совершенства своим отношениям лежит в основе рассуждений императора.
«Размышления» проникнуты мыслью о необходимости принятия событий и людей такими, каковы они есть, а не такими, какими мы хотели бы их видеть.

Марк Аврелий помогает нам обнаружить в жизни действительно ценное. Каждый человек призван решить в этом мире собственное предназначение, даже несмотря на то что зачастую жизнь может представляться одинокой и печальной, этот факт не должен препятствовать изначальному восхищению фактом существования во Вселенной.
Человеческое несовершенство — главная тема «Размышлений». Мы никогда не можем точно сказать, почему именно это происходит, почему люди поступают так или иначе, поскольку глубинный смысл человеческой жизни нам недоступен, но осознание наличия такового дает определенное удовлетворение.

Текст «Размышлений» позволяет уточнить смысл стоического упражнения, заключающегося в очищении «я» от всего внешнего. «Изъять дух из среды» — значит, считает Марк Аврелий, «отбросить все то, что от него не зависит, чтобы выполнить с честью то, что зависит от него». Это упражнение состоит отнюдь не в достижении состояния безмятежности. Это не только прием или упражнение, а выявление смыслового целого, духовный поступок, цель которого творить справедливость. Вообще, цель — это сам поступок. Очевидна невозможность выхода за пределы самого себя, и это соответствует мироощущению христианской эпохи, выражающемуся в том, что разговор с Богом — это все же разговор «наедине с собой».
«Что же ближе ко мне, чем я сам?» — восклицает Августин. Но в «Размышлениях» Марка Аврелия разговор наедине с собой оборачивается приемом, который позволяет обращение ко многим.Само пространство, очерчиваемое этими горизонтами, многогранно: наряду с внутренним общением с самим собой, это диалог с друзьями, с предками и с потомками. Путь к самому себе — это путь к другим.
«Размышления», кроме всего прочего, обнаруживают идею социального действия, обусловленного самой природой: окружающий мир — это мир другого, без которого «Я» героя-автора немыслимо. Идя к самому себе, вглубь своего естества, философ-стоик прокладывает путь к «другому», а в этом процессе происходит обретение состояния мудрости.
Книга Марка Аврелия это пособие по саморазвитию. Текст является замечательным источником спокойствия и обретения уверенности в собственных силах.
кофер вне форума   Ответить с цитированием Quote selected text