Показать сообщение отдельно
Старый 19.01.2018, 13:46   #1 (permalink)
Marusik
Знаток
 
Аватар для Marusik
 
Регистрация: 03.08.2016
Сообщений: 1,181
Сказал(а) спасибо: 227
Поблагодарили 271 раз(а) в 200 сообщениях
По умолчанию Многомужество

Многомужество, или полиа́ндрия (др.-греч. πολυ- — много + от ἀνήρ родит.п. ἀνδρός — муж) — редкая форма полигамии, при которой женщина состоит в нескольких брачных союзах с разными мужчинами. В английской разговорной речи словом polyandry могут обозначаться любые сексуальные отношения женщины с несколькими мужчинами, происходящие как в браке, так и вне брака.

Фратернальная полиандрия, при которой двое или несколько родных братьев состоят в браке с одной женщиной, традиционно принята у тибетцев в Непале, Китае и северной Индии. Она может быть связана с так называемым «множественным отцовством» — бытующими в некоторых племенах и народах представлениями о том, что у ребёнка может быть несколько отцов.

Цитата: О полиандрии этнических групп Тибета и Непала
Взмолилась как-то героиня древнеиндийского эпоса «Махабхарата» царевна Драупади господу своему Шиве послать ей мужа. Да не один раз взмолилась, а пять. Тот взял да и послал прекрасной деве сразу пятерых мужей.

История Драупади является первым письменным упоминанием полиандрии, или многомужества. Спустя 28 веков после явления «Махабхараты» миру эта форма брака до сих пор бытует в гималайских деревнях Тибета, Индии и Непала.

Большая Советская Энциклопедия называет полиандрию «пережиточной формой полигамии». Пережиточная или нет – в путешествиях по Тибету и горному Непалу (например, в непальских регионах Хумла, Долпа или Коси) легко можно встретиь целые деревни с полиандрическим укладом семей. При этом никаких минусов в подобной организации брака сами горцы не наблюдают, наоборот, - одни плюсы.

Посудите сами: один муж на полевых работах, другой – корзины да ковры для хозяйства плетет, третий по дому помогает, а четвертый – на заработках в городе. Семейное хозяйство крепнет и процветает! А главная обязанность жены – постоянно носить многокилограммовые ожерелья из кораллов и бирюзы, демонстрируя таким образом семейный достаток. Не удивительно, что в подобных семьях царит настоящий матриархат: женщины обладают безграничным авторитетом, им принадлежит право последнего слова во всех семейных делах, и даже деревенские общины старейшин состоят в основном из уважаемых леди преклонного возраста.

Полигамия официально была запрещена законом в Непале еще в 1963 году, но семейные уклады, нашедшие свое применение десятки веков назад, не так-то просто искоренить простым указом правительства. В социальной иерархии отрезанной от мира горной деревни, где главными авторитетами являютсмя старейшина племени, местный шаман да повитуха, премьер-министр с его указами – существо весьма эмпирическое. Не говоря уже о том, что полиандрия, сложившаяся как форма брака много веков назад, изначально имела под собой прозаическо-экономические предпосылки, суть которых остается актуальной и по сей день.

Ученые-этнографы сходятся во мнении, что многомужие было введено, чтобы управлять уровнем рождаемости в гималайском регионе, где условия жизни очень трудные, особенно во время долгих зим. В одном полиандрическом союзе на свет будет произведено гораздо меньше потомства, чем в пяти моногамных браках, и у этого потомства будет больше шансов для выживания. Высокий уровень достатка подобной семьи также не поддается сомнению: четыре-пять работоспособных мужчин обеспечат дом лучше, нежели один глава семейства.

Вторая причина полиандрии кроется в географических особенностях гималайского региона. Допустим, например, что три брата из одной семьи решили обзавестись собственными семьями. Сначала между ними делятся дома и прочее имущество, включая религиозные и кухонные принадлежности. Затем распределяется земля, причем каждый участок делится отдельно в зависимости от его сельскохозйственной ценности. В итоге все браться получают одинаковые доли, но практическое неудобство подобного мероприятия заключается в том, что в руках у каждого оказывается несколько небольших клочков земли, подчас далеко отстоящих друг от друга. Через пару поколений подобного имущественного раздела некоторые участки оказываются настолько малы, что их невыгодно ообрабатывать, а путь по горным тропам от одного холма до другого может занимать целый день! Вот тут-то на помощь и приходит полиандрия. В Непале она имеет фратернальную форму – то есть все мужья женщины, образующие с ней общее домохозяйство, являются друг другу братьями. Таким образом, все семейное «добро» остается в семье.

Помимо этнических тибетцев, многомужество распространено среди племен, населяющих север и северо-восток Непала, таких как бхоты, хумла, шерпы, нуби, лхоми, тхудам и некоторых других. Во многих горных штатах Непала существует также и многоженство. Но эта форма брака гораздо менее устойчива и практична.
Во-первых, мужчина должен построить для каждой возлюбленной и ее детей отдельный дом. Если денег мало, можно обойтись и несколькими отдельными кухнями: ведь большую часть времени женщины проводят за готовкой еды. Но даже при условии отдельных аппартаментов с возрастом жены становятся сварливыми, ревнивыми, каждая претендует на роль главной жены, хранящей семейный кошелек. Даже если все жены являются сестрами между собой (что очень популярно), в конце концов одна из них начинает жаловаться на судьбу и пополняет ряды феминисток, объявляя о «разводе».

Совсем другое дело в матриархальной семье: замужняя женщина обречена на достаток и мужское внимание, оставаясь полноправной хозяйкой как на кухне, так и в спальне. «Разводы» в таких семьях случаются крайне редко. В штате Бходжпур в одном из походов на магическое озеро Сальпа в деревеньке Дингла мы как-то встретили полигамную семью, в которой было трое мужей и две жены. Оказалось, что братья сначала женились на одной из женщин, но она оказалась бесплодной. Тогда она взяли второй женой ее сестру, а первая так и осталась жить вместе со всеми, помогая растить наследников.

Всех детей, родившихся в браке, мужчины считают своими полноправными общими детьми и публичное выражение «похожести» ребенка на того или иного отца считается крайне неприличным. Более того, повсеместное распространение полиандрии в гималайском регионе в прошлом нашло свое отражение даже в языке!
В непальском языке существует около 50 слов для обозначения различных степеней родства, даже весьма отдаленного. Есть, например, специальный термин для ребенка двоюродной сестры жены. Но как пережиток прошлого, навсегда отпечатавшегося в языке, слово «отец» употребляется не только для обозначения самого отца, но и для всех братьев последнего! Чтобы понять о каком отце идет речь, достаточно уточнить «который это из твоих отцов?» Ответ «восьмой», например, будет означать, что это восьмой младший брат биологического отца.
Зачастую, если к моменту женитьбы не все братья в семье достигли половозрелого возраста, молодая жена воспитывает своих младших мужей вместо их матери.

Кстати, щекотливый момент выполнения супружеских обязанностей регулируется очень просто: вошедший в спальню оставляет на пороге свою обувь, подавая таким образом знак, что супружеское ложе «занято».
Marusik вне форума   Ответить с цитированием Quote selected text